Жертвы оккупации

April 7, 2021

Тела четырех человек были обнаружены в реке Ингури в селе Шамгона Зугдидского муниципалитета, граничащего с оккупированной Абхазией, и поиск одного продолжается.

Информацию подтверждает Служба государственной безопасности. По их заявлению, «при переходе линии оккупации трое граждан Грузии, проживающих в оккупированном Гальском районе, пытались перейти через реку Ингури на территорию, контролируемую центральным правительством Грузии, чтобы избежать незаконных задержаний, установленных российским оккупационным режимом возле села Шамгона и села Тагилони. Все трое погибли при переходе через реку Ингури».

СГБ всю ответственность за произошедшее возлагает на российскую сторону:

Это результат незаконных ограничений свободного передвижения оккупационным режимом и пагубной практики незаконных задержаний. Инцидент еще раз продемонстрировал бесчеловечность и преступность оккупационных процессов, за которые Российская Федерация несет полную ответственность, – говорится в заявлении.

Уча Нануашвили. Фото: Droa

В прошлом году был случай, когда мужчина погиб при попытке переплыть Ингури, до этого тоже были случаи, – Уча Нануашвили.

В связи со случившимся мы обратились за экспертным мнением к Уче Нануашвили, основателю Института исследования демократии. 

Расскажите, пожалуйста, какова на сегодняшний день ситуация вдоль оккупационной линии и как оккупация влияет на жизнь обычных людей?

Ситуация вдоль оккупационной линии достаточно плачевная. К тем ограничениям, которые присутствуют на местах уже на протяжении многих лет, добавилась еще и пандемия и связанные с ней регуляции, в том числе и обязательный карантин для тех, кто переходит из оккупированных территорий на территорию, контролируемую центральным правительством Грузии. Изначально это было 14 дней, потом — 12, сейчас — 5 дней. Поэтому граждане ищут другие, обходные пути, чтобы избежать этого карантина. Вдобавок, те КПП, которых осталось всего два, работают с некоторыми ограничениями, поэтому население вынуждено подвергать себя серьезному риску для того, чтобы перейти на территорию, контролируемую центральным правительством Грузии, и получить элементарные услуги, такие как медикаменты, пособия и пенсии беженцам и т.п. В прошлом году был случай, когда мужчина погиб при попытке переплыть Ингури, до этого тоже были случаи. Статистика достаточно тревожная: российские силы в течении трех месяцев арестовали около 3000 граждан при попытке перейти через обходные пути — цифра немаленькая. Причин для граждан прибегать к такому пути — достаточно много: повышение цен на продукты, те же природные катастрофы, будь то мраморный клоп или пожары, и на самом деле существуют признаки гуманитарного кризиса. Особенно сложная ситуация с медицинской помощью…

Недавно был случай, когда женщина перешла на территорию, контролируемую центральным правительством Грузии для получения медпомощи, у нее даже была справка, но ее поместили в карантине, где она скончалась. Реагирует ли как-то на такие случае наше правительство?

Многие, в том числе и мы, призывали наше правительство снять карантин для этих людей, тем более, что у женщины была конкретная цель визита — у нее были проблемы со здоровьем, у нее был необходимые документы. Этот пример ясно продемонстрировал то, что никто не учитывает потребности граждан. Обычно граждане переходят на территорию, контролируемую центральным правительством Грузии, для получения медпомощи или для конкретных целей. Поэтому они не могут себе позволить роскошь оставаться в карантине 5 дней, поскольку у многих есть дети, пожилые родители, хозяйство и они хотят вернуться домой в тот же день или в крайнем случае — на следующий. Поэтому все рискуют и стараются прибегать к обходным путям, чтобы не проводить 5 дней в карантине. Мы ни раз обращались к правительству, однако никакой реакции не последовало, поскольку это связано с дополнительными ресурсами — нужно организовывать ПЦР-тесты  на мосту Ингури. Думаю правительство Грузии должно заботиться о здоровье своих граждан на оккупированных территориях и защищать их права.

За комментариями мы обратились в Аппарат государственного министра по вопросам примирения и гражданского равноправия Грузии. Ждем от них ответа.

Автор: Курашвили Цотне

Фото: Odishi