Почему «прайд» легитимный как в религиозном, так и правовом понятии?

July 9, 2021

Малхаз Сонгулашвили, митрополит Тбилисский

Статья опубликована на сайте онлайн-издания Publika. Мы предлагаем нашему читателю адаптированный на русский язык текст статьи.

Бог сделал этот мир разнообразным. Не все люди одинаковы, ни один человек не похож ни на кого другого. Каждый человек уникален. Расовое, языковое, гендерное, половое, культурное разнообразие отражают намерения и природу создателя этого мира. «Одарил земным нас миром, многообразно цветущим!» – поэзия Шота Руставели на протяжении веков говорит нам об этом.

Бог наделил человека даром любви. Бог есть любовь, и неудивительно, что человек, созданный Богом, характеризуется даром любви и стремлением к любви. Мы созданы с любовью, и мы созданы для любви. Тот, кто ненавидит – тот не знает Бога и, следовательно, Бога может познать только тот, кто полон любви. Даже если бы вы ненавидели одного человека на всей планете, это лишило бы вас способности познать Бога. Бог наделил каждого даром любви, и никто не имеет права отнять его у кого-либо.

Бог дал человеку свободу. Несмотря на то, что либеральная демократия сейчас является самым ярым сторонником прав человека, человек стремился к свободе на протяжении всей истории цивилизации и борется за свободу до сих пор. Мы обрели независимость после распада Советского Союза, но до внутренней свободы еще очень далеки. На пути к свободе предстоит пройти стадии: нужно освободиться от страха и ненависти к отличному. Нам нужно избавиться от эволюционных тенденций – угнетать и побеждать слабых и группы меньшинств. Свобода выражения мнения является нормой в нашей Конституции, но она уходит корнями в человеческий опыт в глубоком прошлом.

Бог дал человеку основные религиозные принципы – не навреди. Этот принцип является старейшим религиозным принципом, хотя человечество еще не пришло к осознанию того, что когда вы угнетаете других, вы угнетаете себя, потому что на этой планете все мы принадлежим друг другу. И тот, кто прибегает к насилию, и тот, кто является целью этого насилия – все принадлежат друг другу. Угнетение, сегрегация, унижение и оскорбление других сначала причиняют боль нам, а затем тому, на все направлено.

Бог дал человеку дар метанойи. Религиозное мышление исключает поощрение, одобрение и оправдание любого антагонизма, но, поскольку мы живем в этой реальности, религиозные традиции предлагают решение: в иудаизме это называется «тешуба», что означает вернуться домой или вернуться к Богу. Бог понимается как «наш вечный дом». В христианстве это называется «метанойя» – изменение мышления.

Метанойя нужна большинству, которое смотрит на реальность не с точки зрения Бога, а с точки зрения «альфа-бога» (жестокого Бога) и легко оправдывает различные формы насилия. Метанойя должна помочь нам искать в любых Священных Писаниях – христианском, мусульманском, еврейском или езидском – не отрывки с определенным контекстом, оправдывающие наше насилие, а главный дух религии. Рано или поздно нам нужно увидеть лес за деревьями! Лес безусловной любви, прощения, сострадания и примирения.

Метанойя нужна не только религии большинства. Она также необходима политическим силам, которые в первую очередь должны встать на сторону справедливости, если они искренне заинтересованы в европейских ценностях, а не занимать сторону политической выгоды. Они должны помнить, что в будущем нас будут судить не по тому, сколько мостов мы построили и сколько гектаров оливковых рощ мы посадили, а по тому, сколько слабых мы смогли защитить от сильных, смогли ли мы вступиться за угнетенных и защитить их или выразить поддержку бедным и вывести их из бедности.

Метанойя нужна системе образования. Мы маленькая страна, и мы хотим построить достойное будущее, нам отчаянно необходима образование. Не только религиозное, но и образование в целом, отсутствие которого перерезает наши сухожилия и лишает нас возможности двигаться вперед.

Метанойя также нужна и другим меньшинствам. Это позор, когда мы призываем одну категорию религиозных меньшинств ограничить и унизить другую категорию меньшинств, чтобы завоевать сердца большинства или предостеречь себя. Такие меньшинства предают Бога и предают человека. В таком случае одни извинения нас не спасут даже в далеком будущем. Нам отчаянно нужна метанойя – или фундаментальное изменение мышления: отказ от рабского мышления и возвращение к божественному мышлению, стоя на стороне угнетенных. Религия требует от нас мужества, смелости и искренности.

Метанойя вместе с искренностью ведет нас к миру и примирению. Ни у одной другой культуры нет альтернативы, и в этом смысле наша культура не исключение.

Автор: Курашвили Цотне