38 лет назад, в 1977 году была принята новая конституция Советского Союза, направленная на ускорение русификации народов, проживающих в Советском Союзе. На основе этого принципа в 1978 году был разработан проект новой конституции Советской Грузии, в которой грузинскому языку больше не предоставлялся статус государственного, т.е. родной язык должен был быть заменен русским языком.
14 апреля 1978 года, население Грузии вместе с представителями интеллигенции организовали массовый протест и выступили против решения Советского Союза упразднить грузинский язык в качестве государственного в Грузии.
Около 15 тысяч человек двинулись от Тбилисского государственного университета в сторону проспекта Руставели. К студентам и представителям интеллигенции присоединились другие горожане и они все вместе собрались на проспекте Руставели, и впервые в советской истории коммунистический режим отступил.
Тот протест можно считать единственной акцией протеста в советской истории, в результате которой протестующим удалось достичь желаемого без кровопролития. Несмотря на то, что все протестующие ожидали опасности со стороны советских властей, все равно никто не боялся.
Те события вызвали резонанс в западной прессе. 15 апреля New York Times опубликовала статью под названием «Советские грузины вышли на улицы, чтобы сохранить свой государственный язык», в которой говорилось, что число протестующих составило около 20 000 человек. В статье также говорится, что накануне вечером неизвестный позвонил в московское бюро New York Times и сказал им: «Мы проводим акцию протеста против конституции по поводу языка — нам повезет, если в нас не будут стрелять». Также 18 апреля в New York Times была опубликована еще одна статья «Советские грузины побеждают в вопросе языка», в которой отмечается, что советское правительство пошло на необычную уступку и сохранило грузинский язык в качестве государственного.
Автор: Курашвили Цотне
Фото: newspaper.tsu