Начавшиеся 27 сентября бои в Нагорном Карабахе самая масштабная эскалация за последние годы. В ход идут танки, тяжелая артиллерия, вертолеты и беспилотники. Гибнут военные и мирные жители с обеих сторон. Азербайджану и Армении многие страны предлагают перейти к мирным переговорам, но столкновения всё равно продолжаются. Среди этих стран и Грузия. О позиции Грузии в этом вопросе и с рисками, с которыми она может столкнуться мы поговорили с конфликтологом Паатой Закареишвили.
Как позиция Грузии в конфликте между Азербайджаном и Арменией повлияет на конфликтные зоны Грузии?
Паата Закареишвили: Позиция Грузии по поводу Нагорно Карабахской войны не может быть напрямую отражена на Абхазию или Южную Осетию. Это разные конфликты, и я не вижу, как она может отразиться. Просто урегулирование ситуации с Карабахом может иметь положительное влияние на Абхазию и Южную Осетию, но неурегулированные противоречия и напряженность будут иметь негативное влияние. То есть я говорю без позиции Грузии. Если Азербайджан и Армения согласятся по некоторым вопросам и разрешат конфликт, это будет иметь положительный эффект, и наоборот, если военные действия возобновятся, будут необратимыми и будет много кровопролития, это будет иметь негативное влияние, потому что международное сообщество поймет, что Россия станет сильней. Что еще больше усилит ее включенность в дела против Грузии.
С какими угрозами может столкнуться Грузия?
Паата Закареишвили: То, что происходит в эти минуты , если закончится через 4-5 дней, то окажет только экономическое влияние на Грузию. Ни Армения, ни Азербайджан не являются большими, сильными государствами, они имеют ограниченные экономические ресурсы. Очевидно, что значительная часть их армии уничтожается, и на это тратится много денег, и я не говорю о человеческих ресурсах, что ужасно. Это создаст проблемы для наших соседей, и это может повлиять на экономическую ситуацию в Грузии, и особенно из-за падения лари из-за коронавируса очевидно, что наша экономическая ситуация ухудшается.
Добавьте к этому тот факт, что если эти конфликты так явно и регулярно бывают на Кавказе, неважно, где на территории Грузии, в Азербайджане или Армении, насколько Грузия будет привлекательной для инвесторов – это очень серьезный фактор для инвесторов. Это не будет привлекательно для туристов.
Важным для Грузии секторам экономики: туризму, инвестициям, транспорту или грузоперевозкам напрямую мешают конфликты. Они могут привести к серьезным экономическим проблемам в Грузии. Но в политическом плане я не вижу в Грузии никаких проблем. Думаю, что политически Грузия выдержит этот вызов. Но пострадает экономически.
Насколько совпадает пост Саакашвили о том, что Нагорный Карабах является суверенной территорией Азербайджанской Республики, с позицией Грузии?
Паата Закареишвили: Это так. Грузия признает территориальную целостность Азербайджана и ничего особенного Саакашвили не сказал. Как Грузия признает целостность Азербайджанской территории, так и Азербайджан признает территориальную целостность Грузии. Да, с точки зрения международного права, если можно так сказать, Карабах считается частью суверенной территории Азербайджана. В то же время Саакашвили даже не в оппозиции, он изгнан из страны, и что говорит иностранный гражданин, не думаю, что будет проблемой. Саакашвили сделал это заявление перед выборами и думает исключительно о своей партии, “Национальном движении”. Этим заявлением Саакашвили способствует успеху своей партии на выборах и надеется, что после этого заявления определенная часть населения проголосует за него. В любом случае это его заявление будет работать не против или в пользу государства, а против или в пользу его партии.
Это никак не ударит по государству. Если Саакашвили, не дай бог, станет премьер-министром, то ему придется снова ответить на этот вопрос перед журналистами. Но вопрос будет задан совсем по-другому. Но сегодня он не правитель, он имеет право говорить все, что хочет. Демократия дает ему эту свободу.
Какую помощь Грузия может оказать Азербайджану и Армении для проведения мирных переговоров?
Паата Закареишвили: Она ничем не может помочь в миротворчестве, потому что Грузия не входит в Минскую группу. Есть так называемая Минская группа, объединяющая до 10 государств, и сопредседателями этой Минской группы являются Россия, Франция, США и др. Нагорно-Карабахский конфликт – единственный конфликт на Земле, где Россия сотрудничает с Западом. Везде, и в связи с конфликтами в Грузии, и на Украине, в Сирии, Ливии или где-либо еще, Россия выступает против политики западного или демократического мира. Поэтому на этом фоне, где Россия является главной силой, шансы Грузии минимальны. К сожалению, Грузия даже не входит в Минскую группу. У Грузии большой потенциал, но пока Россия отвечает за эти процессы, она не позволит Грузии, так сказать, усилить себя в этих процессах. Но Грузия играет свою роль, для поддержки баланса в регионе. Ни Россия, и ни кто-либо не могут этого изменить.
Автор: Саломе Дзандзава