Прослушать статью ?
Начнем с правовой стороны вопроса. Согласно статье 9 Налогового кодекса Грузии, пункт 1, «экономическая деятельность — это любая деятельность, которая осуществляется для получения дохода или компенсации, независимо от результата этой деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Согласно пункту 2 той же статьи, религиозная деятельность не приравнивается к экономической деятельности. Вам это не кажется странным и несправедливым? Они ведь производят определенную продукцию, продают ее и получают от этого прибыль, разве нет?
Идем дальше. Согласно статье 99 Налогового кодекса Грузии, пункт 1, подпункт Д, от налогов на прибыль освобождается «прибыль Патриархии Грузии от продаж используемых в религиозных целях крестов, свечей, икон, книг и календарей».
Давайте разбираться.
Из практики в других странах, например США, можно понять, что решение не облагать налогами прибыль религиозных организации исходит из желания ограничивать финансовые отношения между церковью и государством с целью поддержания надлежащего разделения двух организаций. Если в тех же США и других странах это разделение работает соответствующим образом, т.е. церковь никак не вмешивается в государственные дела, то в Грузии, хоть в законе черным по белому и прописано, что государство мы секулярное, церковь принимает активное участие в политической, и не только, жизни государства.
Далеко ходить не надо — возьмем свежий пример. В начале июня Епископ Бодбийский Якоб Якобишвили, один из самых влиятельных иерархов ГПЦ, раскритиковал политический спектр Грузии и не исключил, что после того, как они разберутся с ситуацией в церкви, займется политикой:
Я пропущу эти выборы, посмотрю, что происходит. Пускай эти партии не думают, что мы им снова позволим выйти на улицы покричать. Тогда мы включимся в процесс всеми формами. Мы никому не простим такого бардака в Грузии. А до того мы все уладим в церкви. И возглавим новую силу, мы уже знаем, как нам действовать. Для нас будет легко получить поддержку, и не только, для победы на выборах, – заявил он.
Тут ведь не может быть двух трактовок? Духовное лицо в секулярном государстве претендует на политическую власть.
Кстати, давайте разъясним, что такое секуляризм — это разделение религии и государства. Он гарантирует, что религиозные группы не вмешиваются в дела государства, а государство не вмешивается в дела религии.
При этом секуляризм — это не атеизм. Это просто основа для обеспечения равенства во всем обществе — в политике, образовании, законодательстве и других сферах — как для верующих, так и для неверующих.
Мало того, что церковь освобождена от налогов, так мы еще и неплохо ей приплачиваем из госбюджета. Согласно Институту толерантности и разнообразия (TDI), больше всего денег из бюджета и резервного фонда государство выделяет Патриархии Православной Церкви:
- 2013 — 29 220 350 лари;
- 2014 — 32 019 399 лари;
- 2015 — 31 153 900 лари;
- 2016 — 30 201 015 лари;
- 2017, 2018 и 2019 гг. — приблизительно 28 000 000 лари;
- По словам TDI, данные за 2020 год канцелярия не предоставила.
Это ничего не говоря о других формах финансирования, пожертвований, передачи земельных участков за символический 1 лари и т.д.
Согласно той же организации, по т.н. Конкордату, статья 11, государство подтверждает факт материального и морального ущерба церкви в XIX-XX вв., в период потери государственной независимости, и как фактический собственник конфискованного имущества обязуется частично возместить материальный ущерб. Однако, по мнению организации, обоснование существующей практики финансирования православной церкви конституционным соглашением неоправданно.
Согласно TDI, статья 11, пункт 2 Конституционного соглашения указывает, что будет создана комиссия для изучения вопроса о компенсации за ущерб, определения форм, суммы, сроков, условий, собственности или передачи земли и других деталей, которая подготовит проекты нормативных актов, однако, по их словам, созданная комиссия фактически никогда не работала.
Я одного понять не могу — в стране что, так мало проблем, что мы можем позволить себе так щедро награждать православную церковь? Раз уж на то пошло, почему тогда мусульманской, иудейской, римско-католической и армянской апостольской общинам в Грузии в общей сложности (!) по тем же годам было выделено в 6-7, а то и в 15 раз меньше финансирования?
Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос — должны ли религиозные учреждения платить налоги? — хочу вспомнить цитату Рики Джервейса, британского комика, актера, режиссера, продюсера, писателя и музыканта — она как раз в тему трагических событий 5 июля, когда «Марш достойнства» стал поводом для массового насилия и по итогу смерти человека:
Однополые браки — это не привилегия для геев, это равноправие, – сказал Джервейс, – привилегией было бы если бы геи не платили налоги. Как это делают церкви.
Автор: Курашвили Цотне
Фото: jam-news.net/