Послушать статью ?
Вы же помните, как недавно во время предматчевой пресс-конференции на групповом этапе Евро-2020 капитан сборной Португалии Криштиану Роналду переставил бутылки с «Кока-Колой», тем самым позиционируя себя как сторонник здорового образа жизни?
На следующий день мы с ребятами на работе обсуждали его поступок, и один из моих коллег задал вопрос: «А что, тот факт, что позади него светится логотип компании “Газпром”, его никак не смущает?» Вопрос, на самом деле, риторический, но я задумался: а действительно, что газовая компания забыла в футболе? Ведь она, в отличие от других спонсоров футбольных турниров и клубов, не производит таких продуктов и не предоставляет таких сервисов, целевой аудиторией которых могли бы быть футбольные болельщики.
Вот несколько из официальных спонсоров Евро-2020 — «Volkswagen» – производит автомобили, «Heineken» – пиво, «Hisense» – телевизоры, бытовую технику, смартфоны и т.д. А чем занимается «Газпром»? Это российская государственная газовая компания, которая продает газ другим странам.
Вопрос: зачем она спонсирует футбольные турниры и клубы?
Начнем издалека. Россия обладает самым большим запасом природного газа в мире, большую часть месторождений которого контролирует «Газпром», в свою очередь во главе которого стоит близкий к Путину человек Алексей Миллер. С 2005 г. мажоритарный пакет акций «Газпрома» принадлежит правительству России.
По состоянию на 2017 год, по разным данным от 50 до 100 процентов газа в Восточной Европе был российским. В Западной Европе это число составляло менее 50%.
В конце ХХ века Германия предоставила для «Газпрома» самую большую возможность в Западной Европе. Канцлер Германии Герхард Шрёдер объявил о планах поэтапного отказа от угля и ядерной энергетики, а это означало, что Германии потребуется больше природного газа для поддержания своего энергоснабжения.
«Газпром» вызвался поставлять газ в Германию, но чтобы попасть туда, российский газ должен был пройти по трубопроводам, пересекающим страны Европы, за что от «Газпрома» взимали плату. Особенно Украина. А как вы знаете, у них отношения не очень. Поэтому, начиная с 2005 года, Россия начала работу над стратегией обхода Украины и поставки газа напрямую в Западную Европу и построила газопровод «Северный поток» — маршрут через Балтийское море прямо в Северную Германию.
Вскоре история большого проекта «Газпрома» в Германии превратилась в историю скандала, коррупции и растущего влияния России. Но потом все изменилось. В 2006 году «Газпром» подписал соглашение о спонсорстве немецкой футбольной команды «Шальке 04». В то время финансовое положение «Шальке» беспокоило руководителей команды, а спонсорская поддержка «Газпрома» давала деньги, в которых отчаянно нуждалась команда. «Шальке» играет в Гельзенкирхене — городе в долине Рура в Германии, где базируется большая часть энергетической промышленности страны.
Немецкий клуб не был первой футбольной сделкой «Газпрома» — годом ранее они купили контрольный пакет акций команды на другом конце трубопровода «Северный поток»: санкт-петербуржского «Зенита».
Была еще одна нуждающаяся в финансах команда — у нее был долг около 25 миллионов долларов — на футболках которой появился логотип «Газпрома»: Сербская команда «Црвена Звезда Белград». Причина? Еще один трубопровод: «Южный поток», который обошел бы Украину, пройдя напрямую через Сербию в Южную Европу.
Этот проект был закрыт в 2014 году, но «Газпром» продолжал расширять свой доступ в Европу, строя «Северный поток-2» — второй трубопровод, удваивающий объемы газа, идущего из России в Германию.
«Газпром» также расширил свою футбольную империю, включив в нее партнерство с футбольным клубом «Челси», Лигой чемпионов и самыми известными спортивными турнирами: чемпионатом мира и Европы по футболу.
Благодаря спонсорской поддержке логотип «Газпрома» стал знаком не только болельщикам в Европе, но и во всем мире, и теперь Россия контролирует почти половину потребляемого Европой газа.
Ответ на наш вопрос в начале статьи — зачем «Газпром» спонсирует футбольные турниры и клубы — таков: в то время как другие компании используют спонсорство для продажи потребительских товаров и услуг, «Газпром» использует его как способ расширения своей газовой сети в Западной Европе и, как следствие, усиления влияния России.
Фото: Anirudh Chandela