Прослушать статью 🎧
Бытует такое мнение, что именно единство в вере, “братство во Христе – прочная основа для диалога России и Грузии.” “Россия и Грузия – братья по вере” – такой нарротив очень активно использует империалистическая Россия. Ведь единственное, что схоже у двух независмых государств – религия. Действительно, христианство для грузин было и верой, и мировоззрением, и образом жизни. Вместе с тем оно было щитом. С его помощью государство в течение веков защищало себя от нападений многочисленных врагов, которые пытались навязать нашим предкам иную религию. Поэтому христианство постоянно призывало грузин сохранить собственный язык, самобытность, свои особенности.
Но действительно ли православная Русь настолько православна сегодня? Уже в середине 1990-х Российскому государству потребовалась вся идеологическая мощь православия, чтобы добавить легитимности власти Ельцина. Церковь стала стержнем этого государства. Став опять на службу государству, церковь выступала как такая окологосударственная корпорация со своими интересами, но более многообразная, чем любая другая корпорация. Об этом пишет BBC.
До сих пор у Грузии остаются оккупированные Россией территории. У независимого государства забрали Абхазию и Самачабло, но они по-прежнему считаются своими территориями, точно так же думает и церковь. В то же время Россия создала там свои марионеточные республики. Но в духовной сфере так не бывает. Грузинская церковь не имеет допуска на неподконтрольные правительству территории, а вот Москва нелегально и под прикрытием отправляет туда своих священников. В 2019 году появилось распоряжение главы Учебного Комитета РПЦ протоирея Максима Козлова. Священников Московского патриархата стимулируют идти на службу капелланами (должность священнослужителя) для русских военных. Так вот, в документе указываются места дислокации войск РФ: Абхазия, Южная Осетия, Киргизия и Арктика. В ГПЦ заявили: согласно канонам церкви, без их ведома недопустимо отправят священников на их территорию. «Такие деяния содействуют напряжению и обострению отношений» , – говорится в заявлении .
А вот цитата официального представителя Московской патриархии в 2021 году: «В Абхазии и Южной Осетии нет епископов Русской православной церкви», – указал он в связи с критикой от Константинопольской патриарха. Дело в том, что 20 февраля временный управляющий Абхазской православной церковью (АПЦ) священник Виссарион Аплиаа приостановил богослужения в большинстве храмов до тех пор, пока не будет определен статус АПЦ. Вскоре он изменил свое решение, проконсультировавшись с руководством Русской православной церкви (РПЦ). Представитель Грузинской православной церкви, которая настаивает, что Абхазия – ее каноническая территория, выразил надежду, что РПЦ не пойдет ни на признание самопровозглашенной АПЦ и, тем более, не станет принимать ее в свой состав. В ситуацию вмешался Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей I, заявивший в интервью грузинскому телеканалу “Формула”, что только он может предоставить автокефалию (самостоятельность)Абхазской Православной Церкви, а у Российской Православной Церкви такого права нет.
3 июня 2022 год и Государственный департамент США опубликовал отчет о свободе религии за 2021 год, в котором говорится и о Грузии. В документе, в частности, сказано, что «законы и политика наделяют Грузинскую православную церковь уникальными привилегиями», а «особую роль» церкви в истории страны учитывает Конституция Грузии. Часть доклада посвящена ситуации в самопровозглашенных республиках – Абхазии и Южной Осетии.
«Религиозные лидеры вновь заявляли, что в оккупированных Россией регионах Грузии, Абхазии и Южной Осетии, которые остаются вне административного контроля центральных властей, де-факто власти ограничили некоторые религиозные группы», – сказано в документе. В Госдепе указывают и на роль Русской православной церкви.
«Как Грузинская православная церковь, так и Русская православная церковь, признают церкви в обоих регионах принадлежащими Грузинской православной церкви. Но в Грузинской православной церкви заявили, что де-факто власти Южной Осетии осуществляли давление на церкви, чтобы они присоединились к Русской православной церкви, а в Абхазии некоторые лидеры поддерживали провозглашение автокефалии. Источники говорят, что Русская православная церковь скрыто поддерживала амбиции провозглашения в обоих регионах автокефалии церквей, не требуя от Грузинской православной церкви признать их автокефалию», – сказано в докладе.
4 января 2023 годя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию Второго с 90-летием со дня рождения. Поздравление опубликовано на официальном сайте Московского Патриархата. В письме от имени Патриарха Московского и всея Руси официальный титул Илии Второго вновь был сокращен и использован без упоминания Абхазии (Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети). При этом официально РПЦ признает юрисдикцию Грузинской православной церкви над оккупированными территориями Абхазии и Южной Осетии и не оспаривает канонических границ ГПЦ.
Мы связались с представителем исследовательской лаборатории советского прошлого SOVLAB Ираклием Хвадагиани. Он сказал следующее: «От момента 1940-ых и до сих пор РПЦ И ГПЦ – прямой продукт советского российского тоталиторизма. РПЦ контролировала все кадры, персоналы, назначения, увольнения и тд. Исходя из этого, мышление, идеалогия и ценности – всё это повлияло на поколение большинства грузинсих священников. Они естественно придерживаются российского, имперского мышления. Они очень лояльны к повестке дня. Ядавно за этим наблюдаю. Как они находятся под влиянием Кремля. Сейчас, когда открыто идёт война. Не только между Россией и Украиной, но и цивилизованный конфликт между Западной цивилизацией и Российским империализмом. Мы видим, что ГПЦ повторяет все пропагандические сообщения и стереотипы» – рассказал Ираклий Хвадагиани.