Формат “3+3”. Почему (не) выгоден Грузии

October 25, 2021

Идея создания такого формата была озвучена президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в ходе визита в Баку на парад по случаю победы во второй карабахской войне в 2020 году.Формат, наряду с Азербайджаном, Арменией, Турцией и Ираном, также объединяет и Россию, что является основной причиной, по которой участие Грузии в формате “3+3” считается большинством экспертами неприемлемым.

Когда начались разговоры о многостороннем налаживании регионального сотрудничества? Каковы преимущества и недостатки участия Грузии в данном формате, и что говорят стороны?

Идея формата “3+3” или же 6 стран предполагает сотрудничество между Турцией, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Ираном и Россией в области безопасности, экономики и транспорта.

Позиция правительства

По словам министра иностранных дел Давид Залкалиани, будет очень сложно участвовать в одном формате со страной-оккупантом. Министр иностранных дел отметил, что “в той или иной форме мы должны каким-то образом участвовать в этих крупных геополитических проектах и ​​отношениях, конечно, но не за счет государственных интересов и уступок оккупанту. Красная линия — это суверенитет и территориальная целостность нашей страны.

«Особенно когда мы не видим никаких процессов в направлении деокупации, очень сложно участвовать в таком формате и говорить о каких-то инфраструктурных проектах», — добавил министра иностранных дел Давид Залкалиани.

Оценка оппозиции

Заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Теона Акубардия называет формат “3+3” уже «мертворожденным». По её словам, заявление министра иностранных дел было запутанным и тревожным, но после уточнения стало очевидным, что Грузия никоим образом не рассматривает возможность участия в данном формате.

По словам заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности, нашей стране нет необходимости участвовать в формате “3+3”. Между Грузией и Турцией и так сложились стратегические отношения. Что касается Азербайджана, то особое внимание Грузия и Азербайджан уделяют сфере энергетики, электронных коммуникаций, транзита и обороны. В частности, речь идет о максимальном использованию возможностей, открывшихся после определения статуса Каспийского моря.

«Мы и так с представителями формата “3+3” находимся в стратегических отношениях», — добавила Теона Акубардия.

Со слов Теоны Акубардия, Грузии находится на пути членства в Евросоюз и НАТО.

«Представители формата “3+3 ранее говорили и о возможности запуска железной дороги из России в Армению через т.н. Абхазию.Эти коридоры позволили бы Армении использовать Рокский тоннель или т.н. Абхазскую железную дорогу в качестве альтернативного Верхнему Ларсу маршрута. Это категорически неприемлемо. И не входит в интересы Грузии», — заявила заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Теона Акубардия.

“Формат направлен на вытеснение запада из региона” — оценка экспертов

Руководитель “Института грузинской политики” Корнели Какачия заявил, что цель формата — это изгнать запад из региона. Он считает, что членство Грузии в формате “3+3” будет осуществимо, если США и ЕС примут в этом участие. Формат “3+5”  будет соответствующим форматом.

Аналитик Заал Анджапаридзе предполагает о геополитических и транзитных рисках. Экспертов считает, что членство Грузии поставит под угрозу евроатлантический путь Грузии, поскольку формат “3+3” получил негативные отзывы и от западных партнеров.

По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, участие в формате “3+3″будет лишь сворачиваем с прозападного политического курса.

Первоначально идея формирования формата “3+2” возникла во время российско-грузинской войны в 2008 году. Формат предусматривал сотрудничество между государствами Южного Кавказа и Россией. Участие Ирана, в рассматриваемом с сегодняшнего дня формате, не принималось во внимание.

С тех пор прошло более 12 лет, к государствам Южного Кавказа и России добавился и Иран, и 9 ноября 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь поднял идею создания формата “3+3” после окончания карабахского конфликта в 2020 году. 

С чего начался разговор о формате “3+3”, как менялись позиции сторон с течением времени и какая хронология сопутствует событиям. Об этом вы сможете прочитать больше на таймлайне — формат 3+3 во времени. ?


My Page