Послушать статью ?
Помню, днем 14 июня 2015 года после трагических событий мы с другом в качестве добровольцев поехали помогать убирать площадь Героев перед зоопарком, однако нас не пустили, заявив — если мне память не изменяет — что мы должны были прийти туда от имени организации и со своими инструментами. Оно и понятно — никто не хотел брать ответственность за то, что меня с другом съест тигр или лев, которые свободно разгуливали по Тбилиси. Тем более, что друг у меня не с самым маленьким запасом жиров и углеводов.
Вы, наверное, уже поняли, о какой трагедии идет речь. Прошло 6 лет после наводнения в Тбилиси, которое произошло 13 июня 2015 года в долине реки Вере. От стихии пострадало более 200 семей и более 1000 человек. 21 человек погибли, двое пропали без вести. Были разрушены и повреждены жилые дома, дороги, мосты, тоннели, подпорные стены и системы связи.
Катастрофа практически полностью разрушила Тбилисский зоопарк, большая часть животных погибла во время наводнения, а некоторые сбежали из вольеров в город. По улицам Тбилиси разгуливали львы, тигры, медведи и волки, камеры запечатлели бегемота на площади Героев. Наводнение началось поздно ночью 13 июня и продолжалась до утра 14 июня.
Разумеется, от подобного рода трагедий никто не застрахован. Да, редко, но они все же случаются. Однако вопрос в другом — готовы ли мы к ее повторению? Какие уроки мы извлекли из трагедии 2015 года?
Геологи отмечают, что строительство в долине реки Вере должно быть запрещено. По их словам, опасность повторения катастрофы все еще сохраняется.
Директор Института наук о Земле и Национального центра сейсмического мониторинга говорит, что продолжающееся строительство в стихийной зоне явно противоречит выводам геологов.
Мы белое называем черным, поскольку нам это выгодно. Мы все помним 2015 год. Строительный сектор нельзя оставлять без контроля. Кажется, что это кому-то выгодно, и факт в том, что это правда, – сказала Теа Годоладзе.
Несмотря на исследования, требования активистов и 6-летний опыт, строительство в долине Вере не прекращается. На вопрос — насколько застрахованы эти места строительства от трагедий вроде 13 июня? — мэр Тбилиси, Каха Каладзе, отвечает так:
Никто не застрахован от бедствия. Как правило, предотвратить это невозможно, хотя все рекомендации уже учтены. Были приняты соответствующие инженерные решения, стоимость работ которых составила несколько миллионов. Однако, повторяю, есть некоторые постройки, которые могут вызвать проблемы. В этом случае у нас нет никаких рычагов действия. Остается только эвакуировать этих людей и снести постройки. Это единственный рычаг, и я не знаю, насколько это осуществимо. Это очень сложная тема. [..] Простое решение состоит в том, чтобы взять и снести все, что нам не нравится, и это неправильно, я не знаю, есть ли у нас для этого ресурс?
Ответ — есть.
«По поручению мэрии Тбилиси в поселении Африки в Тбилиси снесено около 12 зданий» — такими заголовками пестрили СМИ в конце 2020 года. Получается, все же можно найти ресурс, когда есть желание, не правда ли?
Почти сразу после той трагедии Кавказская сеть экологических неправительственных организаций (CENN) провела конференцию, на которой выступали эксперт-геологи Чичико Джанелидзе и гидролог Цисана Басилашвили, рассказывая о причинах наводнения 13 июня.
Основной естественной причиной наводнения были названы проливные дожди, которые продолжались несколько часов и привели к образованию большого количества поверхностных вод на склонах речной долины. Другой важной причиной наводнений был определен деградированный лесной покров в результате деятельности человека, который почти полностью утратил свою водоудерживающую функцию. Искусственной причиной катастрофы назывались неправильно проведенные сельскохозяйственные работы на последнем участке русла реки Вере.
Нетрудно объяснить, почему произошла катастрофа. Есть два фактора: один естественный, а другой человеческий. При рассмотрении естественного фактора необходимо учитывать, что образует слой реки. Под слоем реки понимается вода, которая поступает из атмосферных осадков и ее перераспределения, то есть того, как поступающие осадки распределяются во времени. В ночь бедствия после трехчасового дождя в бассейне Вере выпало не менее 80 мм осадков. 80 мм осадков, которые выпадают за 2-3 часа, — это двухмесячная норма для Тбилиси. Получается, что двухмесячная норма выпала за 2-3 часа. Это вызвало образование огромного слоя воды, и эта вода скопилась в русле реки, – сказал Чичико Джанелидзе.
По его словам, для предотвращения наводнений необходимо наличие в долине реки 40-50-летних деревьев, в то время как в ущелье Вере лесной покров сокращен с 8% до 0,4% и почти не осталось деревьев старше 20 лет. С учетом этого лес утратил водоудерживающую функцию.
Эксперт также рассказал о человеческих причинах трагедии 13 июня и пояснил, что строительство домов на пойме реки Вере отражает халатность людей и отсутствие мер безопасности.
Так вот, говоря о мерах безопасности и уроках, усвоенных из предыдущих трагедий — в 2019 году мэрия Тбилиси начала строить новую дорогу от озера Лиси до проспекта Геловани. С 16 марта 2020 года из-за опасности схода оползня движение по улице Мачавариани было приостановлено. Часть специалистов считает, что опасность спровоцирована именно работами по месту прокладки новой дороги.
Заммэра Тбилиси Ираклий Бенделиани заявлял, что принято решение, которая предусматривает возвращение склону первоначального естественного состояния. Остановитесь на секунду, и осмыслите, что он сказал — они хотят вернуть склон, который разломан пополам, в первоначальное состояние. Уму непостижимо.
Фотографии с огромной трещиной на склоне холма просто завораживают, и сразу вспоминается трагедия 2015 года — и не хочется пережить ее снова из-за безалаберности властей или безволия и бездейственности общества.
Автор: Курашвили Цотне
Фото: Tabula.ge