Прослушать статью ?
Когда Кира Коваленко жила в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, откуда она родом, она не особо интересовалась кино. «Честно говоря, я никогда не хотела быть режиссером», – говорит она в одном из интервью. А уже в этом году 31-летняя кинорежиссер получила в премию «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале за свой второй полнометражный фильм «Разжимая кулаки», который вдобавок номинирован на премию «Оскар».
Сюжет фильма
Картина рассказывает об отце, который очень строго воспитывает дочку Аду — главную героиню фильма, и двух сыновей. Действие фильма происходит в маленьком городке Мизур в Северной Осетии. Впоследствии старший сын сбегает от отцовского гнета в ближайший крупный город на заработки. Дочь же активно строит планы побега. Она так сильно хочет сбежать от чрезмерной «заботы» своего отца, что предлагает братьям оставить его в покое, даже когда тот болен. Ада считает, что в случае смерти отца проблема решится сама.
По мере развития событий в фильме выясняется, что чрезмерная забота со стороны отца, запирание детей в доме и многое другое — результат теракта в Беслане. Мужчина потерял жену в день трагедии. В тот же день была ранена Ада. Причина деспотизма отца — страх за жизнь детей.
Отец считает, что единственное безопасное место для своих детей после бесланской трагедии — это дом. А внешний мир, который причинил боль его семье, опасен. Сбежать от крепких отцовских объятий, чтобы наконец стать самостоятельными, оказывается сложнее, чем казалось.
Реакция на фильм
Премьера фильма состоялась во Владикавказе. Критики в Северной Осетии и де-факто Южной Осетии считают, что фильм, номинированный на «Оскар», «очерняет» Осетию. В то же время у людей противоречивое отношение к фильму — некоторые в знак протеста отказываются смотреть его, а кто смотрел — тот положительно отзывается о работе.
Основная претензия к фильму состоит в том, что будто в нем тема кавказского патриархата намеренно использована для представления людей с Кавказа в худшем свете. По мнению других критиков, это поверхностная оценка, и на самом деле фильм посвящен совершенно другой проблематике.
Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает об этой картине следующее:
Девушка в традиционалистском обществе, ее отчаянная попытка освобождения, гнет любви близких — самый тяжелый и нестерпимый. Даже горы не расширяют пейзаж, а делают его еще теснее. Однако в концентрированном и энергичном визуальном языке Коваленко больше зрелости и горечи, меньше любования эффектными планами и, при всем драматизме событий, нет никакого расчета на зрительский шок.
События в Беслане
Более 17 лет назад, 3 сентября 2004 года, случилась одна из самых страшных трагедий в истории России — захват школы в Беслане. Теракт завершился штурмом и гибелью 334 заложников, в том числе 186 детей. Три дня боевики удерживали в заложниках 1128 школьников, их родителей и работников школы без еды и воды, требуя вывести федеральные войска из Чечни. С террористами пытались вести переговоры, но все закончилось трагедией.
О бесланской трагедии написано много статей и книг, снято много фильмов и сюжетов, и очевидно одно: с самого начала трагедии власти вводили в заблуждение о количестве заложников, сильно занижая цифры и вызывая сомнения в официальной версии событий. Однако в конечном итоге расследование проигнорировало любой вопрос об ответственности со стороны федеральных или местных властей.
Ответственность за теракт взяла на себя чеченская освободительная группа Риядус-Салихин, возглавляемая печально известным повстанческим полевым командиром Шамилем Басаевым, которого ранее обвиняли в захвате московского театра в 2002 году, в результате которого погибли около 130 заложников, и в совершении многих других терактов.
После бесланского теракта Путин ввел новые радикальные меры по борьбе с терроризмом — прямые губернаторские выборы в России были отменены. Он предложил, чтобы главы регионов, например как в Северной Осетии и Чечне, больше не избирались всенародно, а вместо этого назначались президентом при условии одобрения региональных законодательных собраний, а что стало бы с этими региональными законодательными собраниями, отклони они предложенного президентом кандидата, вы и без меня прекрасно понимаете.
Несмотря на то, что в 2011 году по предложению тогдашнего президента России Дмитрия Медведева регионы вновь вернулись к выборной системе, это случилось не во всех субъектах РФ. Догадаетесь, в каких регионах России главы по-прежнему назначаются президентом? Я помогу: Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарскоя, Карачаево-Черкессия, Адыгея, Крым, а также Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа.
Закончим цитатой Киры Коваленко из интервью журналу Forbes. Она говорит о том, что права человека, и в частности права женщин, часто нарушаются, и что это не может не волновать:
Я переживаю не только за женщин на Кавказе, а за права человека в целом. Мы сейчас очень много историй узнаем, которые происходят с людьми в разных регионах и странах. Это не значит, что они только сейчас случаются, — они были всегда, просто мы о них не знали. Мы не знали, как часто нарушают права человека. Чаще это происходит с женщинами, они не защищены ни семьей, ни государством. Меня это не может не волновать.
Автор: Курашвили Цотне