Прослушать статью:
Леван Бердзенишвили — это человек, который заставил меня влюбиться в мир литературы. Конечно, я и до него много читал, но 6-7 лет назад я наткнулся на его лекции о литературе на «Радио свобода». Послушайте, как Леван рассказывает о Руставели, Важе, Галактиони, Бараташвили — это окрыляет. Вы убедитесь, что сердце этого человека — бездонная пропасть любви и свободы. Запретить Левану Бердзенишвили общаться со студентами означает запретить свободу слова.
А что такое свобода слова? Это когда человек может высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, другой может возразить ему, а третий — согласиться с ним. Их точки зрения могут быть оспариваемы или гроша ломанного не стоить, однако суть свободы слова как раз и заключается в том, что каждый из нас имеет право свободно высказывать то, что думает.
А как вы думаете, в Грузии существует свобода слова? В какой-то степени да, а в какой-то степени нет. И степень этого «нет» демонстрируется той реакцией части общества и провластных медиа, которая последовала после высказывания Левана Бердзенишвили о короле Эрекле II.
Что случилось?
В начале мая профессор филологии, переводчик, публицист и основатель республиканской партии Грузии Леван Бердзенишвили в интервью на одном канале YouTube заявил следующее:
До того, пока короля Эрекле не объявят предателем, Ираклий Гарибашвили будет задавать нам вопрос — «А вы войны хотите?». Эрекле тоже спрашивал — «А вы войны хотите?». Он был воином, победил в 80 войнах, поэтому и спрашивал, хотим ли мы войны. Нет, мы не хотели войны ни с кем, но кто дал ему право уступить (России – прим. ред.) всю Грузию, когда он контролировал только Кахетию?
Г-н Бердзенишвили имеет в виду «Георгиевский трактат» — договор о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединенным восточно-грузинским царством Картли-Кахети о переходе Грузии под протекторат России. Заключен 24 июля (4 августа) 1783 года в крепости Георгиевск (Северный Кавказ).
Реакция общественности
Часть историков не согласились с такой оценкой Бердзенишвили. Например, Бека Кобахидзе, доцент государственного университета им. Илии Чавчавадзе, написал на своей странице Facebook:
Тезис о том, что Эрекле II является «предателем», потому что он связал нас с Россией, означает перенести Эрекле в реалии ХХ и ХХI веков, и это утверждение не имеет ничего общего с наукой.
Однако процессы вышли за рамки профессиональной критики. По данным «Детектора мифов», в Facebook были распространены и другие фразы Бердзенишвили, вырванные из контекста. Эти публикации сопровождались оскорбительными комментариями в адрес Бердзенишвили.
Позже на сайте manifest.ge была распространена петиция, в которой подписавшиеся требуют «запретить Бердзенишвили общаться со студентами в рамках образования».
Петиция подверглась резкой критике со стороны общественности.
Тот же профессор Бека Кобахидзе, критиковавший мнение Бердзенишвили, написал, что «запрещать Левану Бердзенишвили общаться со студентами — это большевизм».
Я очень часто не согласен со взглядами г-на Левана Бердзенишвили на историю Грузии 1783-1921 годов. Однако г-н Леван, по-моему, никогда не говорил, что позиционирует себя как историк (потому что он не историк), как политик (он уже вне политики), как член какой-то группы или объединения. Он, как гражданин, имеет полное право высказать свое мнение, нравится это кому-то (включая меня) или нет. Попытка правящей партии и ее сторонников приписать мнение частного лица к чему-то бóльшему — одно большое шалварамишвильство (от Шалва Рамишвили – прим. ред). А желание запретить отношения со студентами — это большевизм, – написал он.
Как пишет еще один профессор Гия Нодиа, это требование «вызвало вполне справедливое возмущение». Он назвал подписавших петицию «позорными людьми».
Акции протеста
В связи с этим в Телави у дворца Эрекле II прошел митинг, участники которого протестовали против высказывания Бердзенишвили с лозунгами «мы защищаем нашего короля и историю», «Эрекле — наша гордость».
Протестующие призвали политика воздержаться от оскорбления имени короля.
Пускай попридержит язык. <..> Слава королю! И пускай подумают хорошо, пока мы еще добры к ним, – заявил актер Паата Гулиашвили.
Знаете, ведь Леван Бердзенишвили не просто так вспомнил Эрекле именно сейчас. Сложившаяся в сегодняшней Грузии ситуация сама наталкивает на такие мысли. История повторяется. И не стоит отрицать эту самую историю и пытаться как-то ее изменить в пользу той или иной стороны, ведь в конце концов важны не стороны, а важна человеческая жизнь и свобода человека. А я уверен, что г-н Леван Бердзенишвили не сказал ничего такого, что противоречило бы этим ценностям.
Автор: Курашвили Цотнэ