Прослушать статью 🎧
Буквально чуть более двух месяцев назад мы публиковали материал о состоянии здоровья Михеила Саакашвили. В нем мы подробно рассказывали, как Саакашвили вернулся в Грузию и как его задержали. В начале октября третьего президента Грузии навестил в клинике его американский адвокат. Покинув здание клиники, адвокат в разговоре с журналистами заявил, что состояние здоровья Саакашвили значительно ухудшилось.
«Его показатели жизненно важных функций находятся на грани, после чего нас ждет коллапс. Под коллапсом я имею в виду его жизнь», — сказал он.
И вот, два дня назад, Пенитенциарная служба Грузии опубликовала кадры с Михеилом Саакашвили из клиники.
Немного предыстории
Михеил Саакашвили был переведен в клинику «Вивамед» семь месяцев назад, 12 мая, в связи с ухудшением состояния здоровья. Его адвокаты и члены семьи, а также местные и международные эксперты вскоре заговорили об ухудшении состояния его здоровья и риска развития опасных для жизни заболеваний.
Из-за такого состояния Саакашвили с мая не может присутствовать на судебных заседаниях по своим делам.
1 декабря центр «Эмпатия», месяцами изучавший состояние здоровья Михеила Саакашвили и его медицинские документы вместе с зарубежными экспертами, опубликовал заключение, согласно которому Саакашвили (который на момент ареста был «практически здоров») сейчас находится под угрозой смерти.
За этим докладом через два дня, 3 декабря, последовало еще одно заключение, на этот раз от американского профессора, согласно которому в волосах и ногтях третьего президента Грузии были обнаружены ртуть и мышьяк.
Видео из клиники «Вивамед»
Видео было опубликовано на странице Facebook Пенитенциарной службы Грузии. Оно без звука и длится 10:29 минут, отредактировано и включает кадры, снятые камерами наблюдения в разное время. На кадрах эпизодически указаны три даты: 9 августа, 4 октября и, наконец, на несколько секунд — 12 декабря.
На этих кадрах заключенный находится в двух разных комнатах — с креслами, письменным столом и телевизором; и в палате, где стоит кровать. В кадрах, вероятно, запечатлен медицинский персонал клиники и посетители заключенного. Часть изображения намеренно размыта, в основном закрыты лица людей в помещении.
О возможности публикации материала за день до этого говорил министр юстиции Рати Брегадзе. Он обвинил бывшего президента в симуляции и заявил, что кадры наглядно покажут общественности, о чем говорит власть, поскольку, по его мнению, сторонники Саакашвили пытаются создать неправильное общественное мнение.
«Распространение этих кадров является уголовным преступлением», — заявил адвокат Саакашвили, Шалва Хачапуридзе.
Закон о «правах пациента»
С 5 мая 2000 года в Грузии действует закон «О правах пациента», в самой первой статье которого мы читаем, что целью этого закона является защита прав граждан в сфере здравоохранения, а также обеспечение неприкосновенности их чести и достоинства.
Статья 27 закона «О правах пациента» гласит, что поставщик медицинских услуг обязан сохранять конфиденциальность имеющейся в его распоряжении информации о пациенте как в течение жизни пациента, так и после его смерти.
А в статье 28 читаем, что разглашение поставщиком медицинских услуг конфиденциальной информации допускается только в случае получения согласия пациента или если неразглашение информации создает опасность для жизни и/или здоровья третьего лица (личность которого известна).
В десятой главе этого же закона, регулирующей права человека, помещенного в пенитенциарное учреждение, написано, что он пользуется всеми правами, предусмотренными этим законом.
Мнение врачей и юристов
Нана Гегечкори, кардиолог Медицинского центра Маймонида в Нью-Йорке, написала в соцсетях, что нарушение права пациента на неприкосновенность частной жизни является преступлением как медицинского персонала, так и пенитенциарного учреждения:
«“Вивамед” должен прямо сейчас сделать заявление о том, что кадры из палаты были обнародованы без их согласия. В то же время следует подать в суд на тех, кто это сделал. В противном случае они вместе с пенитенциарной системой несут полную ответственность за нарушение частной жизни пациента», – написала она.
Насколько уместно, по вашему мнению, для клиники обнародовать конфиденциальную информацию пациента и видеоматериалы, не нарушает ли это права пациента? Журналист Радио Свобода обратилась с этим вопросом к Тамар Даварашвили, сотруднице клиники «Вивамед» и лечащему врачу Михеила Саакашвили.
Она заявила, что не будет комментировать этот вопрос.
«Я врач, и когда это правосудие нас о чем-то спрашивали в пенитенциарном учреждении? Вы же знаете, что это за ведомство? Несколько неадекватный вопрос. [..] Мне смешно, когда вы задаете такой вопрос», – ответила она.
Реваз Бочоришвили, врач университетской клиники Клермон-Ферран во Франции, намеренно не смотрел кадры с Саакашвили. В соцсети он видел лишь «скриншоты» из видео, и этой информации ему было достаточно, чтобы сказать, что права Михеила Саакашвили как пациента нарушены:
«Не нужно глубокого анализа, чтобы сказать, что 14 декабря государство нарушило права Михеила Саакашвили как пациента. В первую очередь лично я бы поставил под сомнение даже тот факт, что его палата оборудована камерами и находится под круглосуточным наблюдением», – сказал он.
Фати Чафичадзе, аналитик Ассоциации молодых юристов, говорит нам, что объяснение правительства о том, что распространение кадров служит удовлетворению общественных интересов, нелогично:
«Если государство, пенитенциарное учреждение, хотело удовлетворить общественный интерес, то они должны были удаленно подключить Михеила Саакашвили к судебному заседанию. То, что им не удалось сделать уже дважды».
Комментарии политиков
Посол США в Грузии Келли Дегнан в комментарии СМИ отреагировала на публикацию кадров с Михеилом Саакашвили. По ее словам, текущий судебный процесс должен проводиться в соответствии с основными правами человека и правом на неприкосновенность частной жизни и справедливое судебное разбирательство.
«Правительство обязано обеспечить защиту его прав, получение им необходимой медицинской помощи, психологической помощи и справедливого судебного разбирательства. По сути, это их обязанность. Идет судебное заседание. Судебный процесс должен вестись в соответствии с основными правами человека и защитой частной жизни, а также в рамках права на справедливое судебное разбирательство», – заявила она.
Четвертый президент Грузии Гиоргий Маргвелашвили также прокомментировал ситуацию:
«Смертный приговор вынесен, мы смотрим на хронику смертной казни», – сказал Георгий Маргвелашвили.
Автор: Курашвили Цотнэ
Фото: radiotavisupleba.ge