Автор: Марианна Присяжнюк, издание “Главком” | Материал подготовлен при поддержке N-ost
24 февраля исполнится два года с начала полномасштабного вторжения России в Украину
«Им нужны живые дети, чтобы сделать из них мертвых солдат»
– Джордж Карлин
Это выражение принадлежит американскому стендап-комику и писателю Джорджу Карлину. Карлин, подшучивая над консерваторами, и не подозревал, что его шутка начала девяностых окажется трагически пророческой. Через пару десятков лет Россия, перешагнувшая все идеологические рамки консерватизма в сторону жесткого авторитарного режима, начнет полномасштабную агрессию против Украины.
Вооруженный конфликт сопровождается многочисленными военными преступлениями, среди которых и насильственное перемещение украинских детей. Официальный Киев установил данные около 20 тысяч похищенных детей, но счет может идти на сотни тысяч, с учетом депортации детей из оккупированных территорий с начала войны в 2014 году, а также невозможности идентифицировать личности несовершеннолетних за все время вооруженного конфликта.
Действия РФ в отношении детей в контексте полномасштабной агрессии признаны военным преступлением. В этом обвиняются непосредственно президент РФ Владимир Путин и уполномоченная президента РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова.
В марте 2023 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина и Львовой-Беловой, обвинив их в совершении преступления насильственного перемещения – депортации украинских детей из их собственной страны. Львова-Белова и сама лично «усыновила» подростка из оккупированного Мариуполя, о чем неоднократно заявляла публично. По ее словам, «усыновленный» ею мальчик «стремился вернуться в Украину, но теперь ценит свой новый дом».
Еще один российский политик, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и его жена Инна Варламова удочерили вывезенную из Херсонской области годовалую девочку и сменили ей имя. Для представления, в каком духе будут перевоспитывать украинских детей Миронов и подобные ему, достаточно вспомнить одно из высказываний политика, в котором тот призывал к войне против Украины, еще в мае 2014 года.
«Фашистскую гадину надо давить в собственном гнезде! Надо вводить войска – защитить наших братьев и остановить бандеровцев-фашистов!», – написал Миронов в мае 2014 года, уже после того, как Россия оккупировала Крым.
Миронов является тем политиком, который с самого начала скармливал российскому обществу нарративы, дегуманнизирующие украинцев. И это дает представление о воспитании, которые россияне собрались навязать похищенным украинским детям.
В январе 2024 года на депортацию Россией детей отреагировали делегаты ПАСЕ, утвердив резолюцию «Ситуация детей из Украины». В документе говорится, что в России имена детей меняют, присваивают им российское гражданство, навязывают новую культуру и язык, незаконно усыновляют, подвергают психологической и физической агрессии.
«Эти действия являются нарушением их прав на сохранение своей идентичности, свободное выражение своих взглядов, а также права на образование и собственную культуру, гарантированных Конвенцией ООН о правах ребенка», — отмечается в тексте резолюции.
Такие действия являются одним из шести, утвержденных ООН серьезных нарушений в отношении детей во время вооруженных конфликтов, а также – одним из признаков геноцида. Кроме того, усыновление вывезенных из Украины детей в России может считаться нарушением пункта «е» статьи 2 Конвенции «О предупреждении геноцида», который определяется, как «насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».
Четвертая Женевская Конвенция «О защите гражданского населения во время войны», в свою очередь, прямо запрещает принудительное перемещение или депортацию гражданского населения с территории оккупированного государства и это распространяется, в том числе, на несовершеннолетних.
Российские чиновники, в свою очередь, утверждают, что таким образом они “спасают” и “эвакуируют” детей. Однако та же Конвенция в статье 49 однозначно определяет, каким образом в случае опасности можно эвакуировать гражданское население, в том числе детей.
Во-первых, эвакуация должна осуществляться в том случае, если этого требуют меры обеспечения безопасности;
Во-вторых, эвакуация возможна только в ближайшие безопасные районы, по возможности «только вглубь оккупированной территории».
В-третьих, у государства есть обязанность вернуть эвакуированное население немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.
Кроме того, Международный трибунал по бывшей Югославии подчеркивал, что оккупирующая сторона не может ссылаться на обеспечение безопасности населения, если она же и является основным источником опасности.
Согласно официальным данным Украины, с 24 февраля 2022 года в Россию было перемещено 19 тысяч 505 детей. Большинство детей были вывезены из Мариуполя, Херсонской, Харьковской и Киевской областей – регионов, где проходили наиболее ожесточенные боевые действия, и где Россия временно осуществляла или осуществляет контроль территорий.
Как пишет украинское издание Hromadske, цитируя основателя фонда Save Ukraine и бывшего представителя президента по правам ребенка Дмитрия Кулебы, «с 2014 года под контролем России (на оккупированных территориях и в самой РФ) оказалось 1,5 миллиона несовершеннолетних граждан Украины. То есть каждый пятый ребенок. Из них идентифицировано только 19 546. Это те случаи, которые удалось зафиксировать официально: когда отец, опекун или свидетель депортации ребенка сообщил об этом».
С территории оккупированной Донецкой области депортированные дети, в основном, из Мариуполя, оказывались в учреждениях Ростовской области и Краснодарском крае. Похищенные дети из регионов Запорожской и Херсонской области вывозились в Россию через оккупированный Крым. Детей из Киевской области россияне вывозили через территорию Беларуси.
Часто детей забирали под предлогом оздоровления в санатории. Также известно о насильственных похищениях и угрозах лишения родительских прав с последующим изъятием ребенка из семьи, например, в случае отсутствия ребенка на школьных занятиях, перешедших на российские программы.
На примере историй нескольких детей уполномоченная Президента по правам ребенка и детской реабилитации Дарья Герасимчук рассказала о пяти сценариях вывоза украинских детей.
Первый сценарий – когда россияне принудительно перемещают детей после убийства их родителей.
Второй сценарий – детей изымают непосредственно из семьи.
Третий сценарий – разделение детей и родителей при фильтрации.
Четвертый сценарий – создание непригодных для жизни условий и предложение передать детей на оздоровление и отдых.
И пятый сценарий – вывоз детских заведений в полном составе.
Для размещения украинских детей на территории РФ используется около 100 учреждений, которые функционируют, как система, обеспечивающая идеологическую обработку и «перевоспитание». Исследователи из Йельской лаборатории гуманитарных исследований (Yale HRL) установили местонахождение по меньшей мере 43 объектов на временно оккупированных территориях Украины, а также России. В основном, они расположены в Крыму, Москве, Казани и Екатеринбурге, также есть лагеря в Сибири и на Дальнем Востоке.
«Некоторые лагеря занимались перевоспитанием, некоторые проводили военную подготовку детей или приостанавливали возвращение детей к родителям в Украину», — говорится в отчете.
Согласно, Yale HRL, эти действия являют собой скоординированную и централизованную систему, которая координируется федеральным правительством России и затрагивает все уровни власти. Исследователи Yale HRL выявили несколько десятков федеральных, региональных и местных чиновников, непосредственно участвующих в реализации и политическом обосновании этой программы. Деятельность причастных к этой операции, включает в себя координацию, перевозку, обеспечение средств, сбор материалов, непосредственное управление лагерями и продвижение программы на территории России и оккупированных территорий Украины.
В учреждениях, куда попадали дети, их подвергали «перевоспитанию», которое заключалось в «продвижении культурных, исторических, социальных и патриотических сообщений или идей, являющихся политическими интересами России».
В июне 2022 года советница главы «ДНР» по правам ребенка Элеонора Федоренко предложила Денису Пушилину по истечении всего лишь 10 дней признавать депортированных детей «оставшимися без попечения» и дальше отправлять в «новые» семьи, в частности, в Россию. На практике несовершеннолетние оставались без попечения в большинстве случаев именно по вине России и, контролируемых ею, сепаратистов, например, после того, как их законные опекуны оказывались в фильтрационных лагерях – учреждениях удержания, ареста и проверки гражданских лиц, которые Россия развернула на оккупированных территориях.
В Офисе прокурора Международного уголовного суда также считают, что факт изменения законодательства в России свидетельствует о намеренном характере таких действий.
«Закон в Российской Федерации был изменен президентскими указами, изданными президентом Путиным, чтобы ускорить получение [детьми] российского гражданства, облегчив их усыновление российскими семьями. Мое Управление утверждает, что эти действия, среди прочего, демонстрируют намерение навсегда вывезти этих детей из их собственной страны», — заявил прокурор МУС Карим Хан.
На этом также акцентирует внимание и украинская сторона.
«Недавно российский диктатор издал указ о предоставлении российского гражданства похищенным украинским детям. Нам нужно действовать быстрее. У нас нет 50 лет на это, даже год — это много», — отметила украинская Первая леди Елена Зеленская, выступая в ПАСЕ.
В Четвертой Женевской Конвенции «О защите гражданского населения во время войны» также подчеркивается, что оккупирующая сторона «ни в коем случае» не должна менять гражданское состояние детей, что значит, что переведение украинских детей под российское гражданство является военным преступлением.
Вместе с тем практика незаконной депортации украинских детей в Россию началась еще до полномасштабного вторжения РФ, после 24 февраля 2022 года процесс активизировался. Поэтому определить реальные масштабы насильственных перемещений, количество вывезенных несовершеннолетних и места их пребывания в России чрезвычайно сложно, учитывая еще и тот факт, что в РФ после усыновления им меняют имена и записывают в граждан России.
Известно, что вернуть в Украину пока удалось только 371 ребенка, но, как отметила Елена Зеленская во время выступления в ПАСЕ, «время действует против нас».
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) призывает парламенты стран-членов Совета Европы (СЕ) признать похищение украинских детей Россией «преступлением геноцида» и приложить все усилия, чтобы помочь с поиском и возвращением детей, принудительно вывезенных Российской Федерацией на ее территорию, а также в Беларусь или на временно оккупированные территории.
Фото: AFP
Tags: война, Россия, Украина