Центр образования и мониторинга в области прав человека (EMC) и семья Тамерлана Мачаликашвили провели пресс-конференцию о расследовании дела об убийстве Темирлана Мачаликашвили.
Как известно общественности (EMC) потребовал прямого доступа к секретным материалам. Однако Тбилисская прокуратура ранее засекретила материалы по делу Мачаликашвили. Ранее сообщалось, что попытки рассекретить материалы по делу убийства Темирлана Мачаликашвили были безуспешными. Только после того, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), 10 января, начал рассмотрение дела по существу, грузинское правительство обеспечило предоставление секретных материалов по делу об убийстве Темирлана Мачаликашвили.
В материалы включены протоколы допросов с показаниями 32 работников Службы государственной безопасности Грузии, следственные материалы Тбилисской прокуратуры, с соответствующими корреспонденциями, которые связаны с принятием решений и проведением спецоперации.
Центр образования и мониторинга в области прав человека (EMC) утверждает, что следственный орган не предпринял своевременных действий в предварительном расследовании по факту выстрела и допроса работников Службы государственной безопасности Грузии.
Как утверждает (EMC), при получении данных, относительно расследования дела об убийстве Темирлана Мачаликашвили, прокуратурой не были заданы ключевые вопросы, а именно:
С какой стороны кровати конкретно и когда успел взять гранату Тамерлан Мачаликашвили? Если он взял гранату, то почему снова вернулся в лежачее состояние, и как он смог бы активировать гранату?
Прокуратура не задала никаких вопросов относительно использования мобильного телефона Темирланом Мачаликашвили. Как выяснилось до начала спецоперации Темирлан Мачаликашвили был активен в социальных сетях.
Какую коммуникацию имел спецназовец в отношении Тамерлана Мачаликашвили и почему выстрел был совершен в голову?…
По данным (EMC), в допросах сотрудников Службы государственной безопасности Грузии выявлена фундаментальная непоследовательность.
По данным выстрел произошел через 10 минут после начала спецоперации, однако часть сотрудников утверждает, что выстрел был произведен в течение нескольких секунд. Об этом заявляет и сама семья Темирлана Мачаликашвили, т.к. была очевидцем происходящего.
Из вышеизложенного (EMC) считает:
Масштабная спецоперация была неправильно спланирована Службой государственной безопасности.
Не была утверждена инструкция о порядке проведения спецоперации Службой государственной безопасности.
Официальная версия о том, что Тамерлан Мачаликашвили с помощью гранаты пытался противостоять работнику Службы государственной безопасности Грузии, не обоснована.
Во время спецоперации сотрудники нарушили принцип пропорциональности.
Работники Службы государственной безопасности Грузии подтвердили, что после выстрела был осуществлен полный контроль над комнатой Темирлана Мачаликашвили.
По оценке Центра образования и мониторинга в области прав человека (EMC) расследование является формальным, неэффективным и безрезультатным. Службы государственной безопасности Грузии не смогли обеспечить всестороннего, полного и объективного расследования, нарушив тем самым институциональную независимость.
Председатель парламентского комитета по обороне Ираклий Сесиашвили на проведенную оценку (EMC) заявил, что не поддерживает идею о создании расследовательской комисии по делу об убийстве Тамерлана Мачаликашвили.
«Я думаю, что государство провело полное расследование. Я полностью доверяю этому расследованию и соответствующему заключению», — заявил Ираклий Сесиашвили.
*Напомним, что в ходе спецоперации, 26 декабря 2017 года, в своем доме в селе Дуиси (Панкисское ущелье) был застрелен сотрудниками Службой государственной безопасности Грузии Тамерлан Мачаликашвили.