Автор: Нателла Аркания
У каждого государства, в независимости от возраста, есть черные этапы истории. И к сожалению, они не всегда оканчиваются победой. 2008 год – один из таких этапов в истории Грузии. Однако есть вера в то, что еще можно поменять исход событий.
“Ползучая аннексия” – термин, который появился из-за жадности и чувства империализма России. Термин, который отбирает родину, близких, жизнь у грузин.
Представители армянских СМИ приехали, чтобы ознакомиться и осветить проблему оккупации Грузии. И для начала мы приехали в Церовани (15 км от Тбилиси). Поселение, дома в котором были построены государством для беженцев. Всего создалось 2000 домов. По словам местных жителей, условия были пригодны для проживания, а если учитывать тот факт, что других домов у них больше не было, то государство им очень помогло.
Нам повстречался один из беженцев, который согласился ответить на некоторые вопросы, но все же был осторожен и смущен. Наверное, поэтому представился как Годердзи Махарашвили (отсылка к фильму “Отец солдата”).
Наш герой с грустью рассказал о том, что потерял всё: “Раньше фрукты и ягоды экспортировал в Германию, производил ветчину. Сейчас денег нет, чтобы воссоздать этот бизнес на новом месте. В Церовани открыл небольшой продуктовый магазин, но спустя время, рядом появилс я сетевой магазин, и пришлось закрыть свой. Земли возле домов нет. Однако рядом работают заводы по производству пива, туалетной бумаги, конфет. Туда и устраиваются, чтобы хоть как-то прожить” – рассказал мужчина.
Наш герой переехал в Церовани в августе 2008 года. “Раньше мог ездить в свой старый дом. Но делать там нечего, так как постоянно проводятся военные учения. Мой дом обстрелен. Для пересечения двух блок-постов (Грузинского и Российского), нужно иметь специальные документы” – с грустью рассказывает он. В таких обстоятельствах, Годердзи давно туда не приезжал, а сын его был дома последний раз 5 лет назад.
Пройдя в глубь посёлка, нам встретились ещё местные жители. Они рассказали нам, что государство выплачивает им пособие для беженцев. 45 лари в месяц.
Домохозяйка Хатуна, услышав нашу русскую речь, сначала пришла в ярость, но после наших объяснений сказала: “Русские уничтожили всё. Осетины тут не при чём”. Хатуна жила в Цхинвали, ей пришлось бежать в декабре 2008 года.
“Сначала было трудно, потому что ничего не было (обуви, одежда, кружек, ложек…). Сейчас приноровилась и живу с семьёй в нормальных условиях”.
Человек волей-неволей, пропускает такие истории через себя. Они царапают души. Царапают не только истории, но и глаза людей, которые прошли через войну…
В городе Гори, который находится относительно близко к Церовани, есть местное телевидение “TV Monitoring”.
Они достаточно часто освещают проблемы беженцев и создают репортажи об оккупационной территории. В их практике возникало множество проблем и задач.
Так или иначе, там работают молодые, уверенные и свободные журналисты, которые справляются с некоторыми преградами. Благодаря их работе, люди больше узнают об оккупации.
Мы отправились к блок-посту, чтобы хотя бы издалека посмотреть на территорию, которая подвергается российской оккупации. Для того, чтобы перейти пост, нужны специальные документы и разрешение гос. учреждений.
Но даже на расстоянии сжимается сердце от того, что русские продолжают забирать землю грузин. Этот термин “ползучая аннексия” показывает всю низость и жадность правительства России. Огромная страна с большими возможностями не перестаёт шаг за шагом, сантиметр за сантиметром, “под шумок” отбирать грузинскую территорию. До ходит до маразма: разделяют соседей и огороды местных жителей.